Noris Blattgold Online
Главная
История PDF Печать

Сусальное золото


Производство сусального золота имеет удивительно богатую историю. Это искусство берёт свое начало в древней Индии, откуда оно распространилось через страны Юго-Восточной Азии в западный мир. В Древнем Риме существовали уже целые специализированные корпорации золотых дел мастеров. В рукописи Феофила, датированной 12 веком содержатся основы производства, которыми руководствовались несколько поколений мастеров вплоть до пятидесятых годов двадцатого века.

Около 1400 года производство сусального золота превратилось в Европе в отдельную ремесленную отрасль, позднее подобные производства были открыты в Вене, Париже, Лондоне, Бирмингеме и даже в Северной Америке. Однако, сусальное золото иностранного производства так и не смогло завоевать рынок, работа немецких мастеров осталась непревзойдённой. Постепенно всё производство листового золота сосредоточилось в таких городах как Нюрнберг, Фюрт и Швабах..

В 19 веке 70% населения Швабаха были заняты эти ремеслом. Так Швабах стал "Городом сусального золота".

Золото называют металлом царей или царем металлов. Людей издавна привлекал этот полный тайн и противоречивый благородный и могущественный металл. Веками он считался даром богов, овеществленным светом Солнца и был объектом поклонения и вожделения.

Как давно наши предки обратили внимание на золото, сказать сложно, но ножи, украшенные золотыми узорами, и золотые бляшки обнаружены в захоронениях, относящихся к каменному веку. Поражают воображение сокровища египетских фараонов, красота скифского и античного золота. Сверкающему богу Солнца и его земному воплощению – золоту поклонялись майя, ацтеки и другие народы древней Америки. Любили золото в Африке и на Востоке. В Индии молящиеся на темных стенах храмов оставляли обращения к богам, прочерченные золотыми самородками. В Китае в погребениях II тысячелетия до н.э. найдены сосуды, инкрустированные золотом.

Со временем эстетические свойства металла отступили перед его новым качеством, обретенным с развитием товарно-денежных отношений. Золото постепенно превратилось во всемирный эквивалент, на который можно купить все. Жажда золота явилась причиной многочисленных колониальных и торговых войн, толкала на поиски новых земель и попутно заставляла делать удивительные открытия. В поисках легендарной страны Эльдорадо, завоевывая империю ацтеков, уничтожая империю инков, покоряя земли на территории современной Колумбии, испанские конкистадоры открыли целый континент с его своеобразной природой и оригинальной культурой. Даже не помышляя о развитии науки, составили подробные географические карты этих земель.

Европейцы не могли понять людей, украшавших свои жилища отполированными пластинами золота и в обмен на соль и любимые ими «зеленые камни» (оказавшиеся изумрудами) с легкостью отдававших куски драгоценного металла. Золотые изделия, отобранные у местных жителей, столь разительно отличались от привычных, что перед отправкой в Европу конкистадоры превращали их в слитки. Галеоны вывозили из Америки тонны золота и серебра, а испанцы упорно искали озеро, дно которого было сплошь покрыто золотом, и город, где даже мостовые вымощены золотыми плитками...
Кстати, и сейчас есть энтузиасты, продолжающие поиски легендарного озера.

 

На Руси золото всегда было в большом почете. Об этом красноречиво говорят как письменные источники, так и многочисленные раскопки славянских захоронений IV-V вв.н.э. Богатые золотые украшения служили не только знаком княжеской власти, но имели и ритуальное значение. Так, присягая на верность, славяне пили воду «с золота». В конце X века при князе Владимире Святославиче на Руси появились первые золотые монеты. С XI в. золото начали использовать для украшения храмов – «на благолепие» их, а чуть позже золотом засияли и княжеские терема.



Золото, с его необычной способностью мягко мерцать или ярко блестеть, принимать причудливые формы при литье или ковке, держать чеканные рельефы любой высоты и сложности, свиваться в тончайшие нити тканых узоров, рассыпаться капельками зерни, выстраиваться в многослойные резные композиции, как нельзя лучше подходило для удовлетворения прихотей самых взыскательных заказчиков и как нельзя лучше позволяло создать рисунок изделия, подчеркивая при этом мастерство ювелира и оттеняя красоту драгоценных камней. Тысячи великолепных предметов декоративно-прикладного искусства и украшений невозможно представить без золота.